Влияние обледенения — 2

Ранее из этой категории: ""

Что делается на больших высотах — сейчас трудно сказать, но некоторые соображения и данные заставляют думать, что здесь мы имеем довольно вероятную зону обледенения на высоте 9—10 км, на высоте тропопаузы. Все летчики, которые проходили эту высоту, указывают на обледенение. Полеты на свободных шарах в прошлом и текущем столетиях показывают, что на высотах в 9—10 км почти всегда, даже при ясном небе, имеется пелена из ледяных кристаллов. Конечно, сами ледяные кристаллики не могут вызвать обледенения, но нужно учитывать, что в дневные часы может быть сильное нагревание, переводящее кристаллики в переохлажденные капли. Количественно здесь можно говорить только о покрытии льдом стекол, без опасности для полета. На высотах 5—6 км встречались сильные явления обледенения, но почти исключительно в грозовых облаках. В таких случаях здесь можно ожидать температуру до —20°. Во всяком случае, полеты в грозовых облаках можно считать очень опасными.

Примеров обледенения самолетов в кучево-дождевых облаках можно насчитать немного, так
как летчики, имея возможность обойти облако или лететь ниже его, разумеется, всегда используют эту возможность. Единичные случаи полета в кучево-дождевых облаках указывают на то,что обледенение здесь происходит очень сильно и очень быстро, даже при низких температурах и на больших высотах. Так, при одном метеорологическом подъеме в Кенигсберге самолет, находясь в таком облаке на высоте около 6 км, обледенел настолько сильно, что потерпел аварию. Известный норвежский аэролог Кальваген, изучавший облака вертикального развития, погиб при одном из полетов в таких облаках. Наконец, при замечательном полете героев Советского Союза тт. Чкалова, Байдукова и Белякова из Москвы через Северный полюс в Америку, самолет ЦАГИ 25 испытал сильное обледенение на высоте около 5 км, попав в вершины облаков кучевого типа. Только мастерство летчиков и прекрасные качества самолета позволили избежать аварии.

Основным приемом для избегания обледенения в грозовых облаках должен служить выход из облаков вниз, так как облака данного типа всегда имеют основание не ниже 1000 м.
Даже на высоте летчик в большинстве случаев имеет возможность обойти грозовое облако, так как оно обычно развивается в виде отдельной массы вертикального строения. Размеры такого облака по диаметру редко превышают несколько десятков километров. Только в циклонах, в тыловых частях, эти облака могут скопиться в большие массы, и тогда горизонтальное сечение их может достигнуть 100—1500 км. Наибольшего развития эти облака достигают в тех случаях, когда, при наличии достаточной влажности и высокой температуры у земной поверхности, в слоях атмосферы выше 1—2 км начинается вторжение холодного воздуха из Арктики.

Далее из этой категории: ""