Влияние обледенения — 5

Ранее из этой категории: ""

Таким образом, соседство двух слоев, из которых теплый находится сверху, а холодный снизу, ведет к увеличению влажности нижнего слоя, к образованию облаков и обледенения. На это явление указал автор в своей теории атмосферных процессов и, в частности, в теории развития облачных слоев. Подробно явление перехода влаги из верхнего слоя в нижний изучил Е. А. Кропотов.

Как показало обследование большого числа случаев, явление обледенения, особенно в сильной форме, происходит чаще всего при описанном выше случае расположения теплого слоя, богатого влагой, над холодным, быстро насыщающимся притоком влаги из верхнего слоя. Исследования автора показали, что данный случай вообще представляет большой интерес для воздушного транспорта. Оказывается, что в слоях инверсии (так называется случай наложения теплых масс над холодными) наблюдается резкое уменьшение порывистости ветра; последняя, достигая под инверсией и в нижней ее части максимального развития, выше инверсии совершенно исчезает. Полет в этом слое отличается особым спокойствием и безопасностью. Над инверсией отсутствуют также облака и обледенение. Таким образом, если исследования атмосферы указывают летчику на то, что в верхней части облаков наблюдается довольно резко выраженная инверсия, то для выбора наиболее безопасного слоя для полета летчик должен пробить облака и лететь выше их, над слоем инверсии.

Конечно, в более верхних слоях, на расстоянии от инверсионного слоя в 500—1000 и более метров, могут начаться вновь облачные слои и явления обледенения. Однако, в непосредственной близости к инверсии, в верхней ее части, особенно если инверсия достаточно хорошо выражена, облаков и обледенения, как правило, не бывает.

Значительно сложнее обстоит дело с полетом тогда, когда инверсии отсутствуют а наоборот, температура с высотой достаточно быстро падает. В таком случае перемешивание воздуха переносит водяной пар вверх и, чем холоднее верхние слои, тем сильнее развивается это перемешивание и тем до большей высоты развивается обледенение. Иногда обледенение, начинаясь с самых нижних слоев (в несколько сотен метров), наблюдается до 4 и даже 5 тыс. м. В таких случаях пробивание слоя обледенения на самолете без особых средств, противодействующих обледенению, становится невозможным. Можно, однако, на основании некоторых выводов из моей теории строения атмосферы предполагать, что горизонтальное протяжение участков, где происходит обледенение,
не превосходит 100—150 км и, следовательно, при правильно налаженной службе погоды всегда имеется возможность найти обходный путь по которому полет будет сопровождаться наименьшей опасностью обледенения.

Далее из этой категории: ""